Лучшие фантастические фильмы прошедшего десятилетия
За прошедшее десятилетие списки лучших фантастических фильмов существенно удлинились, и некоторые картины даже потеснили железобетонную классику в топе «КиноПоиска» и IMDb. Все потому, что за ответами на самые сложные вопросы о жизни человечество вновь и вновь обращается к научной фантастике: на просторах выдуманных миров четче видны вечные проблемы людишек и те последствия, к которым могут привести излишние человеческие амбиции. Вступив в новую декаду двухтысячных, стоит побаловать себя и посмотреть самое интересное зарубежное фантастическое кино последних десяти лет.
Год премьеры: 2014
Производство: США
Жанр: фантастика, драма, приключения
Режиссёр: Кристофер Нолан («Начало», «Темный рыцарь», «Дюнкерк»)
Сценарий: Джонатан и Кристофер Ноланы («Престиж», «Темный рыцарь»)
В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн
Рейтинг КиноПоиск: 8,6
Рейтинг IMDb: 8,6
В топе лучших фантастических фильмов прошедшего десятилетия не может не быть картины, научной составляющей которой остался доволен сам Стивен Хокинг. Имя Кристофера Нолана обеспечило ленте известность ещё до того, как она вышла в прокат. Два с половиной часа чистой физики и ядерной любви ждут зрителей в сюжете о недалеком будущем, в котором вот-вот наступит апокалипсис. Уровень кислорода в атмосфере быстро падает, почва истощена, природные ресурсы на исходе — Земля практически непригодна для проживания. Сильные мира сего не оправдали своего громкого имени. В тяжёлые времена судьбу землян приходится решать ученым-физикам и космонавтам: необходимо срочно найти новую планету, подходящую для обитания, и эвакуировать туда все население. Задача трудная и в целом самоубийственная, но если люди чем-то и славятся, так это страстью к неизведанному и способностью изменить, уничтожить или создать мир для тех, кого искренне любят.
Главный герой любит своих детей и ради их будущего, ради их выживания отправляется через космическую червоточину на другую планету с исследовательской миссией. В фильме много физики, но даже если вы нежнейший из гуманитариев, «Интерстеллар» вдохновит вас ознакомиться с общедоступными обзорами вполне реальных научных теорий, на которых основан фильм. Преломления пространственно-временного полотна, космические кротовые норы, свойства материи — лента Нолана демонстрирует уникальный подход к теме путешествий во времени и приключений в космосе, балансируя на грани художественного фильма и научно-популярного кино.
Любовь в «Интерстелларе» — сила еще более глобальная и мощная, чем гравитация, но демонстрируется это ненавязчиво, без лишнего героизма и пафоса. Как и избитая истина о том, что движение — это жизнь, а бездействие — смерть.
Трейлер:
Награды: Лучший научно-фантастический фильм, Лучший сценарий, Лучшие спецэффекты (Сатурн, 2015); Лучшие визуальные эффекты (Оскар, 2015).
Космические путешествия: «Путешествие на Луну», 1902
Трудно доказать, что какой-то конкретный художественный фильм предсказывал общую концепцию космических путешествий. Жюль Верн, возможно, был первым человеком, который написал об этом современным, технологическим способом в романе 1865 года «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», но с тех пор бесчисленные фильмы рассказывают о путешествии на Луну или еще глубже в космическое пространство.
Тем не менее, « Путешествие на Луну » заслуживает отдельного упоминания. С кинокамерой, которой тогда едва исполнилось 10 лет, а первый кинотеатр открылся 6 лет назад, французский режиссер Жорж Мельес снял 13-минутный фильм со спецэффектами об исследователях, путешествующих на Луну в космической капсуле с пушечным ядром.
Это замечательная картина по многим причинам. Предмет повествования изобретателен, визуальные эффекты очаровательны и прямолинейны, а самонадеянность запуска ракеты не столь надуманна, как может показаться зрителям, привыкшим к запускам Space X.
Фактически, «космическая пушка» — баллистическая ракета, запускающая спутник на орбиту из эквивалента гигантской пушки — была создана в течение нескольких десятилетий. В 1960-х годах под эгидой проекта HARP военно-морской флот использовал пушку 100 калибра для стрельбы 180 килограммовыми снарядами по суборбитальным траекториям, которые достигли высоты 177 км. Так что идея хотя и непрактичная, но далеко не сумасшедшая.
Нет, мы вряд ли когда-нибудь будем отправлять людей в космос из пушки. Но фильм «Путешествие на Луну» определенно зажег воображение зрителей и стал предвестником полета Юрия Гагарина и «Восток-1».
В «морозное» время советские фантасты писали об электрических тракторах, подводной добыче нефти, максимум — о полете на Венеру (например, «Прыжок в ничто» А. Беляева). А после ХХ съезда КПСС ограничения временно были сняты (не полностью, но достаточно, чтобы вызвать эйфорию и ощущение, что можно писать даже о межзвездных полетах).
Помню свой детский восторг, когда, открыв журнал «Техника — молодежи», увидел удивительный рисунок: астронавты в скафандрах на далекой планете. И название: «Туманность Андромеды». По сравнению с унылыми повестями Немцова, Охотникова, Сапарина, роман Ивана Ефремова выглядел недосягаемой вершиной фантазии. И оказалось, что авторов, способных писать отличную научную фантастику, в том числе о далеком будущем, в СССР немало: в течение двух-трех лет известны стали имена Генриха Альтова, Валентины Журавлевой, Анатолия Днепрова, Владимира Савченко, Георгия Мартынова, чуть позднее — Владимира Михайлова, Кира Булычева, Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова, Михаила Емцева и Еремея Парнова. И, конечно, Аркадия и Бориса Стругацких, сразу доказавших, что в «фантастическом цехе» им нет равных.
Подтянулась и «старая гвардия». О чем писал Георгий Гуревич во времена фантастики ближнего прицела? Об инее на пальмах и попытках управлять погодой. А потом — об освоении Солнечной системы, о том, что даже большие планеты можно разрезать на части и использовать для нужд человечества.
Zorg ZF-1 POD Weapon System
«Пятый элемент» (1997)
Zorg ZF-1 – многофункциональная штурмовая винтовка, которую герой Гэри Олдмана презентует воинственным космическим наёмникам – мангалорцам в качестве платы за их услуги. Zorg ZF-1 – это почти идеальное оружие будущего, оно может стрелять самонаводящимися пулями, выступать в качестве огнемёта или наоборот замораживать людей, выстреливать сетку, опутывающую врага и делать ещё с десяток не менее впечатляющих вещей. Но хитрый Зорг не раскрывает туповатым инопланетянам все возможности оружия, и в ходе самостоятельных экспериментов они обнаруживают ещё одну скрытую функцию – самоуничтожение, чем решают все проблемы оружейного магната.
Британский оружейник и специалист по спецэффектам Саймон Атертон построил для фильма несколько внешне почти идентичных образцов Zorg ZF-1 — каждый выполнял только одну специфическую функцию. Но для демонстрации стрельбы самонаводящимися пулями пришлось «встраивать» в футуристический обвес какое-то реально работающее оружие. Если тщательно присмотреться, то мы увидим в одном из кадров некоторые детали от отечественного укороченного автомата АКС-74У. В нижней части ZF-1, там, где располагается система заморозки противника, можно разглядеть краешек магазина от автомата Калашникова, а среди нагромождения стволов в передней части оружия можно найти часть переднего ресивера АКС-74У. В одном из своих интервью Атертон рассказывал, что самый крутой «зорг-ган» после окончания съемок пришлось разобрать, чтобы вернуть в коллекцию собственный образец «Калашникова».
Zorg ZF-1 стал одним из самых популярных объектов для подражания – косплееры и любители помастерить что-нибудь своими руками сделали уже десятки копий этого оружия, правда игнорируя кнопку для самоуничтожения. Самую крутую копию сделал, конечно же, Адам Сэвидж из «Разрушителей мифов»:
«Академия» Айзек Азимов
Цикл, известный также под названием «Основание», по праву считается вершиной творчества Азимова и одной из жемчужин фантастики ХХ века. Основная трилогия была написана 1951-1953 годах, а впоследствии автор добавил к ней сиквелы и приквелы. Вместе они рассказывают эпическую историю о том, как цивилизация оказывается на краю гибели и наука становится ее главным шансом на выживание. Даже если рассматривать только основную трилогию, размах все равно потрясает.
Сюжет трилогии «Академии» построена на идее психоистории — науки, которая позволяет предсказать направление развития истории. В том числе неминуемый упадок цивилизации. Создатель психоистории Гэри Селдон придумывает и План, который позволит минимизировать ущерб. Он создал в отдалении от прочей Империи Академию, призванную хранить знания и дать истории идти своим чередом, пока не будут достигнуты определенные опорные точки. Тогда, предсказавший все наперед, он подскажет своим последователям, какой шаг будет верным. Первый роман посвящен созданию этой структуры, тогда как во втором она начинает сталкиваться с разнообразными потрясениями.
Мы наблюдаем упадок огромного межпланетного государства и разгар бессмысленной жестокости, которая приходит на смену отжившей свое системе. Чтобы противостоять им, Академию придется разделить на Первую и Вторую (причем существование Второй будет держаться в строжайшей тайне). И все это время выходцы Академии будут бороться за осуществление Плана, в который так привыкли верить, но который рискует все-таки быть нарушен.
«Восставшая Луна» Йена Макдональда
«Восставшую Луну» я ждал долго и с трепетом. Потому что вселенная, созданная Макдональдом, полюбилась мне с первых же страниц первого тома, а заключительная часть трилогии — вещь ответственная, и не все авторы справляются с тем, чтобы закончить «на уровне». Тут я смело могу советовать всю серию: все три романа очень разные, но каждый хорош по-своему.
Моим любимым, пожалуй, останется первый, потому что там была подкупающая атмосфера то ли кибер-панковых корпораций, то ли мафиозных семей, то ли всего и сразу. В каком-то смысле, «Новая Луна» была наиболее самобытной. Но второй роман трилогии поддал жару, а третий сумел удержать планку. Кроме того, именно в «Восставшей Луне» становится очевидной идея трилогии как единого произведения. И она довольно выигрышная: небанальная, ненавязчивая и при этом логично сочетается со всем, что было сказано раньше.
Еще «Восставшая Луна» поднимает на новый уровень накал интриг и политики. С самого начала было понятно, что автор в этом силен, но до этой книги его полный потенциал определенно не был раскрыт. И это наиболее масштабный конфликт трилогии, что логично, но от этого не менее приятно. В смысле, и размах сюжета, и определенные повороты вызывают здоровый «вау-эффект». Описывать идею третьей книги в отрыве от предыдущих имеет мало смысла, но в целом задумка «Луны» Макдональда в создании новой среды, законы жизни которого будут разительно отличаться от земных. Это определенная степень анархии, построенная на договорах и сделках, следование которым является буквально библией каждого жителя спутника. Основная власть поделена между пятью корпорациями, сферы деятельности которых не пересекаются, но каждая по-своему необходима в условиях жизни на Луне. И, разумеется, история начинается там, где хрупкое равновесие нарушается.
Солнечная энергия
В 1911 году американский изобретатель Хьюго Гернсбек выпустил научно-популяризаторский роман «Ральф 124С 41+». По словам писателя, книга должна была рассказать читателям о будущем, сопоставимым с темпами развития науки. В своей работе Гернсбек предсказал телевидение, звуковые фильмы, магнитофоны, трансконтинентальное воздушное сообщение и космический полет. В книге также упоминается практическое использование солнечной энергии.
Сюжет развивается в 2660 году, но современная наука сильно обогнала представления писателя о будущем. Первый аппарат на солнечных батареях появился в 1978 году, спустя 67 лет после предсказания Хьюго Гернсбека. По прогнозам ученых, к середине 2020-х годов большая часть источников энергии станет возобновляемой. Солнце потеснит основной источник электричества — уголь. К 2030 году около 80% мировой энергии придется на этот вид производства. Солнечные электростанции становятся мировым трендом, и только в Китае за 2020 год количество солнечных установок увеличилось вдвое.
Плащ-невидимка
Где можно встретить?
к/ф «Хищник», м/ф «Призрак в доспехах»
Что собой представляет?
Известная по детским сказкам (ну и не всегда сказкам) деталь гардероба, надев которую человек исчезает. Также возможны вариации в виде шапки, плаща, накидки или специального костюма.
А в реальности?
Ученые, подстегиваемые запросами оборонного комплекса, вплотную приблизились к созданию материи для производства плащей-невидимок. Еще несколько лет назад канадская компания продемонстрировала действующий прототип нового материала Quantum Stealth, который может заставить лучи света огибать предметы. А недавно американские ученые с применением нанотехнологий разработали метаматериал, делающий объекты невидимыми в оптическом диапазоне. Правда, действует этот «плащ» пока только в масштабах наномира.
Нил Стивенсон — Падение или Додж в Аду
Падение было издано совсем недавно и является самым свежим творением одного из моих самых любимых авторов.
И качество всех прошлых книг позволяют мне сделать то, чего я до того избегал — посоветовать эту книгу, пусть даже я ее и не читал. Не успел. В планах как раз заняться ей после «страны вечного лета»
В силу этого будет оправданно процитировать аннотацию: «Давным-давно, когда Ричард «Додж» Фортраст еще был молод, он составил завещание и распорядился передать свое тело крионической компании, которая сейчас принадлежит загадочному технологическому предпринимателю Эльмо Шеперду.
После скоропостижной кончины Доджа его мозг оцифровывают. И вот его сознание оказывается частью Битмира – то ли виртуальной реальности, то ли имитации загробной жизни. Казалось бы, чего еще желать? Вечная жизнь без болезней, боли, голода, страха и всего того, что преследует человека в реальном мире. Но так ли все безоблачно?
Цифровые души – это вовсе не живые люди, какими они были раньше. А весь этот дивный новый бессмертный мир – никакая не утопия. Слишком много неоднозначных вопросов возникает у Доджа. И главный из них: нужно ли ему такое бессмертие?
Книга принадлежит к циклу «Енох Роот» и в нем, судя по сторонним комментариям, будет наконец-то раскрыта тайна личности этого сквозного для всего цикла персонажа. Кому-то книга очень нравится, но многие остались не то чтобы разочарованы, но упоминают чрезмерную затянутость сюжета. Ну так, извините, читая Стивенсона, надо думать. Не всё же время ему играть в Голливуд как с «Вирус Reamde» (один из лучших современных технотриллеров, кстати, очень рекомендую). Если до сего момента вы знали лишь об одном Стивенсоне (который про золото и пираты) и вы любите по-настоящему умную литературу — Стивенсон для вас. Он оборачивает глубокие философские идеи реальности мира в совершенно разные жанры, от классической приключенческой литературы «Барочного Цикла», то упомянутого технотриллера и космической фантастики. Этакий Пелевин, только без грибов и метафизики.
Другие подборки книг:
Где купить + 25% промокод + 1 книга в подарок
Если какая-то из вышеуказанных книг заинтересовала, то купить её можно в онлайн книжных магазинах. Я уже многие годы покупаю книги в Литрес, сейчас там есть 25% промокод springread + 1 книга из в подарок из этой подборки при покупке от 229р
Маленькая хитрость: обычно я применяю промокод и покупаю сразу три книги, чтобы получить любую 4-ю на выбор в подарок + срезаю еще 20% цены бонусными рублями. В итоге даже самая-самая новинка обходится фактически в полцены. И покупаю честно, не пиратствуя, и для кошелька покупка совершенно необременительна.
Надеюсь текст был интересен. Готовы что-то добавить к этому списку? Пишите в комментариях!