20 ГДС-1-8 (15 ГД-11) |

Старое наименование: 15 ГД-11

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига.

Назначение: для применения в закрытых и фазоинверсных акустических системах первой и второй групп сложности в качестве среднечастотного звена для работы в помещениях.

Технические характеристики:

Описание конструкции:

Головка громкоговорителя электродинамического типа, среднечастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена из алюминиевого сплава литьем под давлением.

Магнитная система:

  1. кольцевой ферритовый магнит марки М16БА190-1, размером К85х35х16 мм;
  2. керн диаметром 24,9 мм;
  3. верхний фланец с отверстием диаметром 27,2 мм;
  4. высота воздушного зазора 8 мм;
  5. радиальная ширина воздушного зазора: 1,15 мм;
  6. индукция в воздушном зазоре: 0,8 Тл.

15 ГД-11-120 из 35 АС-1

Подвижная система:

  1. звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,16 мм, намотка двухслойная, общее число витков 92, в первом слое 47 витков, во втором 45. Высота намотки 8,6 мм, омическое сопротивление 6,4 Ом (±0,5 Ом). Каркас катушки изготовлен из фольги марки А6-М-0,05х24 и бумаги ЭН-70 высотой 23 мм. Внутренний диаметр 25,4 мм, внешний – 26,35 мм.
  2. диффузор конической формы из бумажной массы с пропиткой.
  3. колпачок сферической формы из бумажной массы с пропиткой.
  4. подвес тороидальной формы из прорезиненной ткани.
  5. центрирующая шайба из ткани с пропиткой.

37 комментариев: 20 ГДС-1-8 (15 ГД-11)

Кто подскажет, каким лучшим аналогом можно заменить этот динамик не нарушая структуры самой акустики ну например (Амфитон) или (S-90)

30 ГДС, но в идеале фильтр прийдеться перенастраивать.

Благодарю,все ясно! А эти “теннисные шарики с графитом” толк есть? Или все чепуха?

Не пробовал, не подскажу. Я просто в свое время купил 30 ГДС и поставил вместо 20 ГДС.

теннисные шарики я в лаборатории проверил, чушь полная и глупость, на ачх выброс резонансный, разборчивости нет, напечатать такую лажу можно было лишь в те мутные годы, когда акустику строили по понятиям. Впрочем,и сегодня ситуация не лучше.

Шарики были именно графитовым порошком обмазанные, всё в точности как в статье?

любое “улучшательство”- палка о двух концах!
надо понимать, что вы хотите получить в результате и чем готовы пожертвовать.
закон всеобщего равновесия еще никто не отменял))
любой совет по улучшению нужно оценивать критически. А, тем более, такой, где можно идти только вперед, а второй попытки не будет.И очень критически нужно оценивать советы, где авторы “мамой клянутся”, что получили хороший результат от своих манипуляций.

графит, по своей сути,особенно то ни на что не влияет, по крайней мере, в той консистенции, что его рекомендуют наносить. А по сему, ответ Александра вызывает больше доверия и понимания, что таким образом можно только свою психику подготовить к “улучшению”, а динамик потерять.

Добрый день.Не подскажите схему для перестройки S-90 под 30ГДС-1. Заранее спасибо.

5гдш5-4 с весны212 вроде…у меня в амфитонах сейчас стоят звук супер …переделывать ничего ненадо…попробуй не пожалеешь…

Сегодня провел модернизацию двух головок 15гд11 с установкой в окнах корзины ПАС.В качестве материала для заклейки окон использовал картон из папки скоросшивателя и материю ХБ, многократно простиранную. Кроме того, черным перманентным маркером в 2 слоя обновил цвет. Оказалось, что после высыхания маркер придал небольшую жесткость диффузору.
На колпачок наклеил кружок диаметром около 3см из самоклеящейся пленки, предварительно сделав разрезы на сектора. Оставшуюся , незакрытой пленкой поверхность колпачка тоже прокрасил маркером.
Эффект положительный- звук стал более четким, насыщенным, исчезло бубнение.
В мыслях было сделать по краю колпачка рупорок из горлышка платиковой бутылки, но после прослушивания появились сомнения в нужности этого действия.
Для удобства перед покраской, у фломастера нужно раздавить плоскогубцами пишущий стержень, чтобы получилось некое подобие кисточки.
Кто подскажет, стоит ли применять дополнительный магнит для повышения чувствительности этой головки?

Тряпочный куполок-пыльник пропитывается жидким резиновым клеем, получается незвенящий купол, его и клеим вместо жесткого бумажного. Как вариант- бумажный куполок клеим выпуклостью внутрь, получаем диффузор типа блюдца, он не даёт выброса и не кричит. Прочее можно не делать, всякие там ПАСы и шмасы. Тем более. что всякие действия нужно микрофоном проверять, а его у вас похоже нет.

Заклеить окна среднику фетром дело полезное, особенно если средник работает в стакане, там все очень и очень плохо, хуже некуда. пОЛЕЗНЕЕ закрыть средник игрушечным конусным ведёрком, чем дурацкой трубой.

Уважаемый, на счет ПАС вы неправы!
Такой способ улучшения был предложен еще Шоровым. Кстати, тут есть статья из Радио http://ldsound.ru/uluchshenie-zvuchaniya-gromkogovoritelya-25-as-309/ в которой даже цифирьки приведены, где однозначно видно, что такое простое решение, как ПАС, позволяет снизить искажения и гармоники, излучаемые СЧ динамиком.
Дешево и сердито!

Это в 25АС-109-2 такое решение применено. На днях разбирал оные. Там общий бокс небольшой для СЧ/ВЧ головок. а под ним для СЧ еще колпак свой, навскидку объем ну поллитра может больше. с 4 окнами и обклеенный изнутри полностью неплотным войлоком + поролон на дне.
Конечно без замеров все считается вкусовщиной – но сравнивая с С-50Б – Вега лучше будет, на средних частотах.

ПАС прекрасно работает на частоте нижнего среза, снижая до нормы лишнюю добротность . кто бы спорил.
Я только за . Всей душой за ПАС. Но в плане борьбы с звенящим пыльником – ПАС как бы мимо смысла.
Предложение сменить среднику стакан на ведро – задача уйти от мощного резонанса динамика в трубе.(стакане) Примерно так.

В S70 стоит в пластмассовом коробе со сдвигом в одну сторону, получается , примерно 1/3 на 2/3. Объема свободного будет поболее, чем 2 литра. Само расположение динамика, ПАС + частичное заполнение объема распушенной ватой дают неплохой результат.

Бумажный выпуклостью внутрь будет равен проверенному мной минимальному почти плоскому:https://ldsound.club/index.php?threads/20-gds-1-8-15-gd-11.309/post-5015. Полоса всего 2,5 кГц…

Чувствительность повысится незначительно, на 1-2 ДБ. Также, несколько снизится добротность.

Радиотехника С30, там стоят такие динамики, у меня такой полетел, от чего мог полететь?
Музыку слушал не громко, коротышей не было…

В S30 стоят 25гдНы.

Прозвоните тестером , сняв лак с проводов скальпелем, проводки с обратной стороны диффузора, идущие от катушки к точке крапления поводков. Если нет обрыва или кз а есть 6 ом или 3 ома, то катушка живая, скр=орее всего поводок отломался, его менять аккуратно на новый, их продают сейчас на метры , любые.

Замечу, что у 15гд(20гдс) и других советских динамиков, типоразмера 125мм, если он технически исправен и собран без косяков, присутствует один явный косяк – “острый” резонансный пик в районе 4-6 кгц. Высота его, от незначительного, до 8дб(это в среднем). Пик этот, зараза, портит и без того, ненавистный “аудиофилами” динамик. Если нейтрализовать, нормальный СЧ-динамик.
Все “доработки” без графиков. Что улучшают, как – непонятно.
Шарик в “глазури” – чушь. Он имеет вес. А для динамика лишний вес не идёт на благо. Всё меняется, АЧХ, Т-С, мало вероятно, что в лучшую сторону.

Все верно пишете, согласен с каждым словом. Добавлю лишь, что по скромному опыту, наклейка пыльника “впуклостью вперед” заметно уменьшает резонансный пик .

Здравствуйте, Александр! Приходилось ли Вам иметь дело с динамиками калужской фирмы “Асалаб”? Стоят ли они внимания? Хочу купить ВЧ динамики в свои S90, думаю брать или Визатон SC 10N или Асалаб Т290.1.8. На сайте Асалаба очень красиво расписано про эти динамики, вот что они пишут: “Мощная высокочувствительная высокочастотная динамическая головка с алюмокерамическим диффузором. Катушка на каркасе из алюминиевой фольги. Термостойкий каптоновый подвес. Магнитная система с линеаризацией магнитного поля в зазоре. Кольцевой магнит на основе неодима. Специальная магнитная система с кольцевым магнитом и разгруженным подкупольным пространством. Для уменьшения негативного влияния тыльного излучения купола на разборчивость и микродинамику приняты меры для его перенаправления через волновод с регулируемой добротностью в заглушающий бокс для его поглощения. Точное и детальное воспроизведение частот выше 3,5 кГц с большой перегрузочной способностью.”
По цене они практически одинаковые с Визатоном. Но что лучше по качеству?

Упаси вас бог связываться с асалабами. Написать можно что угодно, но я вспоминаю настройку колонок сделанных на динамиках этой фирмы с содроганием.
Визатон, конечно же. Шикарные пищалы за свою цену.

Сергей, посоветуйте тогда ,КАК его нейтрализовать?

Возможно вы правы Александр. Я не экспериментировал с переклейкой колпачка. Что-то точно поменяется.
Так сложилось, но стараюсь не трогать конструктивно динамики, а то одно уберёшь, что-то другое, где-то вылезет)
Насчёт, нейтрализации пика – резонансный контур, замечательно выполняет своё дело.

Есть интересная идея – применить акустический деконцентратор перед динамиком. Теоретически может мягко срезать верхний край рабочего диапазона и одновременно расширить диаграмму направленности. В значительной степени последний пик АЧХ вызывается именно концентрацией звуковой энергии по оси с ростом частоты. Я игрался с акустическим фильтром с 15ГД-17, там диаметр больше и проблема тоже, но фильтр не прошёл, и я сдался на милость режекторного контура…

На первой фотке 20гдс-1м.производитель”Микрон” недавних годов выпуска на втором 20гдс-1-8 пр-во Рига стояли во всех радиотехниках с виду одинаковые разница в корзине.Но есть раздница первое у микрона каркас звук.катушки латунь или медь у второго бумага.подвес у микрона он эластичный у рижского промазан какойто гадостью и диффузор у микрона он чемто пропитан у рижского пропитки нет т.к.при смывании клея с него он начинает скатываться в комочки разрушаясь.И последнее сравнение на слух Микроновский звучит лучше и ровнее чем 20гдс-1-8.20гдс-4.и те которые стояли в афитон 50ас-022. Были куплены два 30гдс-1м.перемотаны более мелким проводом 0.15 увеличено сопротивлени с6.5 до 8.5 ом под колпаком приклеен ватный диск распушонный, отмыты излишки заводского клея и ПАС само собой работает на закрытый бокс 2.5л в трех полосной самодельной ас порезан фильтром 2го порядка снизу 1кгц.сверху 4кгц.далее рупорный твиттер.30гдс-1 которые стоят в корвет 150ас далеко не идеал и имеют резкий звук и свои проблеммы а стоят дороже в два раза.

Сравнивал на слух разные средники от S90 и её клонов. Разный звук, от приятного до омерзительного. При желании можно найти удачную замену никудышним штатным средникам. 30ГДС -там подвес жесткий, резонансы наверху, но ачх в самой важной части ровная . Можно добиться приличного качества, если повозиться.

Добрый день 15гд11 и 15гд11-120 одно и тоже или нет

Модернизация АС 35АС-012 (S-90). (Часть 3)

Альтернатива динамику 15ГД-11А. Известно, самым слабым звеном в акустической системе 35АС-012 является головка динамическая 15ГД-11А (20ГДС-1-8). Результаты многолетней практики по доработке этой головки с целью улучшения ее качества звучания, к сожалению, удовлетворяют не всех любителей хорошего звука. Многие ссылаются к мнению, что динамики 15ГД-11А нуждаются в замене на схожие по габаритам и установочным размерам головки[25], например, 4ГДШ-1 (4ГД-8Е), 5ГДШ-5-4 (4ГД-53), 6ГДШ-5-4, 30ГДС-1-8 — рис. 19. Однако просто заменить ГГ на другой нельзя, из-за того, что в акустической системе все головки, НЧ, СЧ, ВЧ, между собой согласованы исходя от их индивидуальных параметров.

Рис. 19. Диффузорные динамические громкоговорители, габаритные и установочные размеры: а – 4ГДШ-1; б – 5ГДШ-5-4; 6ГДШ-5-4/8; 30ГДС-1-8

Считают, что амплитудно-частотная характеристика ГГ является одним из главных показателей оценки качества звучания. Головки 4ГДШ-1, 5ГДШ-5-4, 6ГДШ-5-4/8 заметно выигрывают по этому параметру перед 15ГД-11А. Второй фактор, влияющий на качество звучания, является акустическая добротность головки. У 15ГД-11А этот показатель в несколько раз выше, чем у 4ГДШ-1, 5ГДШ-5-4, 6ГДШ-5-4, а чем выше добротность подвижной системы, тем выше искажения в области частоты основного резонанса, негативно влияющие на качество звучания. Основные характеристики диффузорных динамических громкоговорителей приведены в таблице 4.

Таблица 4. Основные характеристики диффузорных динамических громкоговорителей

Название головки по ГОСТ 9010-78

По ОСТ 4. 383.001-85. Современный аналог

Предельная шумовая (паспортная) /предельная долговременная/предельная кратковременная мощность, Вт

Номинальная (рабочая) мощность, Вт

Номинальное сопротивление, Ом

Диапазон частот, Гц

Неравномерность частотной характеристики, дБ

Стандартное звуковое давление, Па

Частота основного резонанса, Гц

Уровень характерной чувствительности, дБ/мВт

Габаритные размеры (в плане), мм

Главный недостаток 4ГДШ-1, 5ГДШ-5-4, 6ГДШ-5-4 – относительно низкая мощность. Но коэффициент полезного действия (КПД) этих головок намного выше, чем у 15ГД-11А. КПД динамического диффузорного громкоговорителя представляет собой отношение излучаемой акустической мощности к подводимой электрической. КПД громкоговорителя напрямую зависит от стандартного звукового давления или характеристической чувствительности, однозначно связанных между собой и акустической мощность. Другими словами, чтобы создать звуковое давление одинакового уровня на головки 4ГДШ-1, 5ГДШ-5-4, 6ГДШ-5-4/8 следует подать мощность намного меньшую, чем на 15ГД-11А. Изменение энергетического параметра, подводимой мощности, в два раза соответствует изменению уровня на 3 дБ, в четыре раза – на 6 дБ.
Низкочастотная головка 75ГДН-1-4 имеет максимальную шумовую мощность 75 Вт, уровень характеристической чувствительности 85 дБ/м (за вычетом 1 дБ на потери в фильтре) и номинальное сопротивление 4 Ом. Среднечастотная головка 6ГДШ-5-8 имеет максимальную шумовую мощность 6 Вт, уровень характеристической чувствительности 92 дБ/м и номинальное сопротивление 8 Ом. Разница в чувствительности по отношению к НЧ головке составляет 7 дБ – в 2,24 раза по звуковому давлению и в 5 раз (2,34 2 = 5) по мощности. Таким образом, максимальная шумовая мощность среднечастотной головки, приведенная к чувствительности низкочастотной головки, составляет 6 Вт х 5 = 30 Вт. При работе в полосе частот от 500 Гц до 5000 Гц на СЧ головку приходится всего 41,5% мощности, т. е. – 31 Вт, что почти соответствует требованиям. Если еще учесть разницу в номинальных сопротивлениях ГГ, 8 Ом и 4 Ом, то при подключении этих головок к общему источнику, звуковое давление необходимо уменьшить на √(8/4) = 1,41 раза, т. е. на 3 дБ, и принять его равным 89 – 85 = 4 дБ. Для выравнивания чувствительности среднечастотной головки по отношению к низкочастотной схему дополняют делителем (R»1 и R2» на схеме рис. 20) [15]. Следует, также, откорректировать компенсатор (R2,C11) изменения модуля электрического сопротивления при включении через разделительный фильтр головки громкоговорителя 6ГДШ-5-8. Для этого Конденсатор С11 устанавливают на 8 мкФ. По этой же схеме подключают и головку 30ГДС-1-8, как наиболее подходящую замену динамику 15ГД-11А, поставив при этом конденсатор С11 номиналом в 2 мкФ.

Рис. 20. Схема электрическая принципиальная модернизированной АС 35АС-012 (S-90) с применением головки динамической 6ГДШ-5-8

При установке динамика 5ГДШ-5-4 (6ГДШ-5-4) номинальным сопротивлением 4 Ома схему дополняют всего лишь одним элементом – резистором R»1 номиналом 4,3 Ом мощностью 7…10Вт — рис. 21. Это обеспечит, как необходимое выравнивание по звуковому давлению излучателей, так и по сопротивлению. Напомню, что полосовой фильтр акустической системы 35АС-012 (S – 90) рассчитан для подключения СЧ головки номинальным сопротивлением 8 Ом.

Рис. 21. Схема электрическая принципиальная модернизированной АС 35АС-012 (S-90) с применением головками динамической 5ГДШ-5-4

Реализовать подключение головки 4ГДШ-1 еще проще (исключив из схемы элементы L’1 и C’2). Формирование спада АЧХ 12 дБ на октаву происходит как результат взаимодействия передаточной характеристики фильтра первого порядка с крутизной ската 6 дБ на октаву (L4) и естественного спада в АЧХ головки 4ГДШ-1, рис. 22, вблизи полосы раздела [1]. Поэтому в полосовом фильтре нет необходимости применять фильтр НЧ 3-го порядка. Фильтра 1-го порядка на L4 вполне достаточно для обеспечения необходимого затухания. ВЧ головку 10Гд-35, в этом случае, включают в противофазе к СЧ – рис. 23.

Рис. 22. АЧХ звукового давления головки динамической 4ГДШ-1

Рис. 23. Схема электрическая принципиальная модернизированной АС 35АС-012 (S-90) с применением головки динамической 4ГДШ-1 (4ГД-8Е)

Минимально допустимая мощность PR, рассеваемая резистором R»1 рассчитывается по формуле: PR = Pд(R/Rд), где, Pд – паспортная мощность динамика; R – сопротивление резистора R»1; Rд – номинальное сопротивление динамика. Реальную мощность резистора подбирают в 1,5…2 раза больше расчетной. При монтаже резисторов не следует затруднять отвод от них тепла [26].

Источники
(продолжение, начало в первой и второй части)

25. Зызюк А. О ремонте акустических систем и громкоговорителей – РадиоАматор №6, 2003.

Автор: Владимир Марченко, г. Умань, Украина

О советских колонках вообще и Амфитоне 25АС-027 в частности.

Как я уже писал, купил колонки с рук, чтобы слегка модернизировать и слушать по возможности весь диапазон музыкальных записей, а не их середину.
Понятно, что по уму нужны либо большие хорошие колонки, что дорого, либо «музыкальный» сабвуфер, что также дорого.
Вообщем решил я идти «своим путём» — купить старые советские колонки и подрихтовать их во всех смыслах. Выбор пал на Амфитон 25АС-027 из-за относительно малых размеров, достаточной мощности для любой квартиры и изодинамики в ВЧ части. Купил в Златоусте «в слепую» и прогадал, но не фатально, т.к. на Ёбурском рынке всё заняли»барыги» во всех значениях этого слова и дерут, как минимум, двойную цену.

Недостатков у этих колонок изначально два.
Первое — это компактный размер, чтобы получить низкие частоты при таком объёме (всего 41 литр) туда поставили самый низкодобротный «мягкий» динамик НЧ (50ГДН) и чтобы на нём получить «упругий» бас, нужно корпус сильно демпфировать. Так же из-за этого скорость потока воздуха выходящего из фазоинвертора очень большая и слышно «хрипение/сипение».
Вторая — узкая направленность звучания ВЧ динамика. Насколько она узка я уже позабыл, но пришлось вспомнить. Очень желательно, чтобы ваши уши находились на одной прямой с ними. Но за это вы получаете чистые высокие до 31кГц, что для многих окупало данное неудобство. Более-менее широкий луч прослушивания получается примерно с 3-х метров от колонок. Смех в том, что по инструкции колонки должны ставиться на площадку, которая имеет угол наклона

15°, чтобы как раз направлять ВЧ излучение вверх, но никто этих подставок не видел воочию. :)))

Забирая колонки у друга, который их купил, я послушал их, единственный вердикт был — «играют, не «шуршат» НЧ (катушка о магнитную систему) и это хорошо». В принципе я был к этому готов, т.к. прочитал в Инете множество вариантов модернизации и все они в первую очередь касались двух вещей: дырявость корпуса и СЧ динамик, который был в этой колонке «никакой», а он отвечает за самую важную часть звукового диапазона, где находится практически всё, что слышит человек в своей жизни. У практически всех 3-х полосых (НЧ/СЧ/ВЧ) советских колонок была общая проблема — это плохой среднечастотный динамик. У всех по разному выходило их подбирать и согласовывать с НЧ и ВЧ динамиками. В этой колонке СЧ 20ГДС-3-8 мягко говоря плох и его нужно менять. Вариантов замены множество, от одного из лучших советского СЧ динамика 30 ГДС-1 (стояли в Кливерах, Корветах 150АС и т.д. и т.п.) до широкополосного динамика, которые у нас получались неплохо, или замены на иностранный аналог с непредсказуемыми последствиями, т.к. нельзя просто так взять и заменить динамик. :)))

Я решил рискнуть и выбрать замену самостоятельно. Купил с рук пару 30ГДС и в Аудиомании рекомендованный многими СЧ-НЧ динамик Visaton 13/8.
Сравнив качество звучания этих трёх экземпляров в одиночестве я выбрал Визатон.
20 ГДС-3-8 — СЧ диапазон смещён в низкочастотную часть (резиновый подвес) и чёткость/резкость звуков самая маленькая из представленных динамиков.

30 ГДС-1-8 — СЧ диапазон наоборот смещён в ВЧ часть (подвес пропитанная бумага). Игра резкая и жёсткая, но перегружать его нельзя, сразу начинает сипеть и давать «кашу».

Визатон 13/8 — это некая сумма двух первых и плюсом «прозрачное» звучание». Для обычного человека, по сравнению с 30 ГДС это будут потерянные деньги, как и написали на сайте Аудиомании:«Брал на замену 25ГДС в Амфитонах, не скажу что уж не порядок лучше родных, но звук у этих более открытый нет рупорного эффекта, отыгрывают верх получше, по чувствительности одинаковы, да и лучше я думаю нет динамиков для замены 25 Гдс.»
Т.е. разница получается в нюансах. Но разница между 20 ГДС-3 и Визатоном очень существенная. для меня по крайней мере.
Разобравшись с заменой СЧ взялся за корпус. Корпус требовалось залатать, т.к. включив на колонках транс с большим количеством низких, корпус «засвистел», «зашипел» и сильно загудела задняя стенка. По рекомендациям залил все швы ПВА с запасом, ушло 4 дня с сушкой. Потом все стенки обклеил герленом (это виброизолятор) который остался от»модернизации» компьютерного корпуса и обклеил волнистым поролоном, чтобы убрать стоячие волны. Корпус перестал гудеть, распорки решил не делать.
Несоклько фоток с разборки.

Настала пора разобраться с разделительным фильтром, одной и самых сложных проблем для несведующего в них человека. В Инете на сей счёт такой диапазон мнений, что оторопь берёт. 🙂 От «ничего не трогай! Это делали профессионалы. » до «Всё нужно пересчитывать, а лучше выбросить колонки на помойку. Аминь.»

Зная не по наслышке как и что было в нашей многострадальной электронике (не военной. ), то решил избрать срединный путь: попытаться разобраться в работе фильтра и настроить как мне надо с минимальными изменениями. И при сравнении со схемой в паспорте я увидел ожидаемые мной отличия с реальной схемой «в железе».

Чутка «отплыву в сторону». В советские времена, если налажен конвейер, то вносить поправки почти невозможно, т.к. есть паспорта и утвержденный технический регламент от которого «ни на шаг». И это было именно так. Работало с обоих сторон: заказчик получал повторяемый экземпляр, а низкий технический уровень на конвейере позволял всё это повторить в миллионах экземплярах. А разработки делали во «всяких» институтах натурально «на коленке» всякие «умалишённые» коллективы и одиночки. Кому интересно почитайте. С колонками была таже история. Это чтобы понимать как это создавалось. Я всё это знаю, т.к. отец занимается электроникой и сам всё это проходил. да и сейчас сталкивается. 🙂

Так вот с этими колонками была проблема — часто горели изодинамические ВЧ динамики. т.к. с охлаждением там напряг, а материал мембраны «катушки» не выдерживал получаемую температуру при максимальной мощности и деформировался и из-за плохого СЧ звена на ВЧ «повесили» и среднечастотный диапазон, а советские люди любили слушать на максимальной громкости. В результате возвраты по гарантии и ремонты ВЧ динамика стали столь частыми, что стали искать выход, но не отклонясь от существующего регламента с минимумом затрат, т.к. переработку ВЧ никто не позволит, да и нужного материала тогда не было. Выход нашли в установке резистора последовательно с ВЧ динамиком и увеличения сопротивления резистора на СЧ. В результате ВЧ «гореть» перестало, а вот качество звука достаточно сильно пострадало. Как я уже говорил, человек в этом диапазоне слышит почти любые искажения.Вот так и «спасли» для производства колонки, а звук испортили, но посчитали это приемлемым.
Вот схема разделительного фильтра колонки (кроссовера):

На этой схеме всего один резистор, а вот что в колонке на самом деле:

Как видите их тут два и второй, которого нет на схеме включен последовательно с ВЧ-головой для уменьшения подводимой мощности, сопротивление 2 Ом, зависимость (как вычитал) примерно 0,7 Ом на 1дБ, т.е. ослабление на -3дБ, что достаточно сильно. И напомню, на схеме он не показан.
Что же происходит с ВЧ головой если её долго «насиловать».
Вот «идеал», который должен быть

А вот что получается после насилия.

Вся поверхность покрыта волнами из-за термических нагрузок. НО бывает такое и в новых динамиках «перестроечного» периода, когда качество производства похоже сильно упало.


Я вытащил фильтр наружу и стал его приводить «к паспорту». Заменил СЧ-динамик и убрал оба резистора из цепей. Включил послушать и о чудо всё стало хорошо. Но СЧ-ВЧ диапазон стал «выпирать» на передний план и пришлось их уровень занижать L-аттенюатором.
Просмотрев всякие варианты кроссоверов, выбор остановил на этом:

Методом подбора подобрал нужное ослабление ВЧ и СЧ динамиков. ВЧ не стал ослаблять, а для СЧ сделал -6дБ.
Также удалил перемычку и решётку с ВЧ головки, в результате уровень ВЧ стал всё же выпирать, но пока оставил как есть и занялся переделкой другой колонки. Во второй колонке нашёл паспорт сборщика!

Когда сделал, решил испытать.
Всё расставил и включил где-то на 15 Вт. Играло хорошо. но не долго. :))) Сгорел один ВЧ динамик, который показывается тут.
И начались поиски нового на Авито. Нет сильного желания описывать историю поисков, но в результате я обрёл ещё 4 динамика: один изначально сгоревший (бесплатно); второй рабочий и внешне хороший, но с маленьким рассечением между проводников, которое не было видно при покупке и два новых, даже не паянных, которые я и поставил в колонки.

Пусть 25 ГДВ, вместо 10 ГИ вас не смущает, это один и тот же динамик, только оформлен по другому. Старый крепился изнутри, приходилось его поддерживать при разборке, иначе он мог упасть и повредить что-нибудь, а этот крепился снаружи, что проще. Также у нового, как видите, сразу есть защита от шаловливых рук детей и взрослых — металлическая сетка. :))) На мой слух эта сетка уменьшает сигнал на те самые 3-4 дБ, которые нам нужны, чтобы выровнять чувствительность динамиков.
Ещё немного снимков этих динамиков:

Поставил в колонки и испытал на максимуме громкости. В комнате сидеть невыносимо, о соседях ничего сказать не могу и усилитель не тянет эти колонки на большой громкости. Играют отлично, мне очень нравится. Главное хорошо играют и не на большой громкости.
Внешность пока не трогал — позже сделаю под настроение. Общее фото выложу позже

Вот такая история возрождения «старого советского аудио». 🙂

Продажа аудиотехники — 20 гдс

Топ-объявления Посмотреть все

Подвесы 75ГДН; 50ГДН; 25ГДН; 20ГДС; 30ГД-2; 10ГДШ; 35ГДН; 100ГДН; 10ГД

Аудиотехника » Акустические системы

15 грн.

Запорожье, Хортицкий Сегодня 16:15

Обычные объявления

Найдено 33 объявлений

Найдено 33 объявлений

Хотите продавать быстрее? Узнать как

Подвесы 75ГДН; 50ГДН; 25ГДН; 20ГДС; 30ГД-2; 10ГДШ; 35ГДН; 100ГДН; 10ГД

Аудиотехника » Акустические системы

15 грн.

Запорожье, Хортицкий Сегодня 16:15

20 гдс амфитон под замену подвеса 20гдс

Аудиотехника » Акустические системы

200 грн.

среднечастотніки 20гдс

Аудиотехника » Акустические системы

350 грн.

Львов, Франковский Сегодня 01:46

Динамики 10ГД-34 /25ГДН-1-8 а также 3ГД-2 , 3ГД-31 , 10ГД-30Е ,20ГДС-1

Аудиотехника » Акустические системы

150 грн.

Днепр, Красногвардейский 15 июнь

20 гдс-2-8 Эстония

Аудиотехника » Акустические системы

1 000 грн.

Подвесы для динамиков амфитон .лорта 50гдн-3 75гдн-3 20гдс-3

Аудиотехника » Акустические системы

120 грн.

Динамики 20ГДС-3-8

Аудиотехника » Акустические системы

150 грн.

Кривой Рог, Саксаганский 13 июнь

Подвес 100ГДН, 75ГДН, 30ГД, 50ГДН, 35ГДН, 25ГДН, 20ГДС, 10ГДШ

Аудиотехника » Акустические системы

15 грн.

5″ підвіс гума 12см динаміка 15ГД-11A 25ГДН 20 і 35ГДС Radiotehnika

Аудиотехника » Акустические системы

25 грн.

Динамик 20ГДС

Аудиотехника » Акустические системы

140 грн.

Динамик 20ГДС-1-8

Аудиотехника » Акустические системы

130 грн.

Динамики 20 ГДС-1Л-8 (15 ГД-11Б) 2шт

Аудиотехника » Акустические системы

200 грн.

Динамики пара СЧ 20ГДС-3 8Ом

Аудиотехника » Акустические системы

200 грн.

Донецк, Будённовский 7 июнь

продам динамики 20гдс 3

Аудиотехника » Акустические системы

400 грн.

20гдс

Аудиотехника » Акустические системы

50 грн.

СЧ динамик 20 ГДС 1-16 15 ГД-11 Радиотехника С90

Аудиотехника » Акустические системы

150 грн.

Одесса, Малиновский 4 июнь

Акустическая головка 20 ГДС-1С-8

Аудиотехника » Акустические системы

150 грн.

Днепр, Амур-Нижнеднепровский 2 июнь

Динамики 20 ГДС 8 Ом.Цена за пару.

Аудиотехника » Акустические системы

250 грн.

75гдн,30гд-2,30гд-1,30гд-301,35гдн,25гдн,20гдс,15гд,10гд,10Ги,6гдв,3гд

Аудиотехника » Акустические системы

450 грн.

Николаев, Заводский 31 май

Динамик 15гд-11а (20гдс-3), среднечастотный, 8 ом.

Аудиотехника » Акустические системы

100 грн.

Запорожье, Шевченковский 31 май

Две пары 20гдс-1-8

Аудиотехника » Акустические системы

235 грн.

Луганск, Артёмовский 31 май

Динамики 35гдн1-4(25гд26Б);10гд30б;6гд2;20гдс4-8(15гд11а);4гдв1;6гдв6

Аудиотехника » Акустические системы

250 грн.

20гдс-3-8.20гдс-4-8.20гдс-1-16.(15гд-11а)

Аудиотехника » Акустические системы

225 грн.

Фильтра Radiotehnika S70, динамики 20ГДС-1, 6гдв-7,4гд-6

Аудиотехника » Акустические системы

100 грн.

Динамики 20ГДС-1-8 (15ГД-11А)

Аудиотехника » Акустические системы

125 грн.

Кривой Рог, Саксаганский 24 май

Динамік 20ГДС

Аудиотехника » Акустические системы

400 грн.

20ГДС-3 8 0м

Аудиотехника » Акустические системы

300 грн.

20 гдс-1-16

Аудиотехника » Акустические системы

150 грн.

Динамик 20 ГДС — 3

Аудиотехника » Акустические системы

130 грн.

Динамики 20ГДС-3

Аудиотехника » Акустические системы

400 грн.

Харьков, Московский 20 май

20гдс1л, 10гд11а, 4гд35, 8гдш-1,8гдш-2, 3гдмп . 3гдв-1 8ом.

Аудиотехника » Акустические системы

200 грн.

Харьков, Холодногорский 19 май

Среднечастотный динамик 20ГДС

Аудиотехника » Акустические системы

50 грн.

15ГД-11А (20ГДС-1)

Аудиотехника » Акустические системы

350 грн.

Киев, Шевченковский 18 май

Похожие запросы:
  • 20 гдс в рубрике Акустические системы
  • 20 гдс в рубрике Электроника
  • 20 гдс в рубрике Автозвук
  • 20 гдс-2-8 в рубрике Акустические системы
  • 20 гдс 3 в рубрике Акустические системы
  • 20 гдс 3 в рубрике Аудиотехника
  • 20 гдс-2-8 в рубрике Аудиотехника
  • 20 гдс 3 в рубрике Электроника
  • 20 гдс-2-8 в рубрике Электроника
  • 20 гдс 1 8 в рубрике Электроника
  • Недавно просмотренные
  • Избранные объявления ( 0 )
  • Избранные результаты поиска ( 0 )

Простите, но данное объявление больше не доступно

Однако вы можете найти похожие объявления в этой категории.

  • Главные рубрики OLX
  • Рубрики в разделе «Электроника»
  • Рубрики в разделе «Аудиотехника»

Главные рубрики OLX :

Рубрики в разделе «Электроника» :

Рубрики в разделе «Аудиотехника» :

  • Украина
  • Донецкая область (6)
  • Запорожская область (2)
  • Николаевская область (1)
  • Днепропетровская область (6)
  • Львовская область (1)
  • Хмельницкая область (1)
  • Киевская область (6)
  • Одесская область (1)
  • Харьковская область (4)
  • Черкасская область (1)
  • Луганская область (3)
  • Ровенская область (1)

Сегодня аудиотехника, как и компьютеры, относится к востребованной категории товаров. Осмотритесь по сторонам — едва ли не каждый второй ходит с наушниками в ушах и смартфонами в руках. Многие покупают домой домашние кинотеатры с мощной акустикой. Предложения техники постоянно обновляются, поэтому многие хотят купить планшет, телефон или электронную книгу более совершенной модели, однако высокие цены не всегда позволяют это сделать.

Продажа аудиотехники на OLX

Для тех, кто не представляет своей жизни без музыки, сообщаем, что продажа всех видов аудиоаппаратуры осуществляется в сервисе объявлений OLX. Новые модели и аудиотехнику б/у купить здесь можно совсем дешево. В ассортименте имеются:

  • МР3-плееры;
  • магнитолы;
  • акустические системы;
  • радиоприемники;
  • усилители/ресиверы и пр.

Подбирая акустическую систему на OLX, можно одновременно купить телевизор и наслаждаться дома фильмами в наилучшем качестве. С помощью нашего сайта вы сможете обустроить аудиотехникой свои квартиру, офис, автомобиль, а также обеспечить себя карманными наушниками, плеером и т. д.

Приоритеты пользователей OLX

Выбирая OLX, вы не только экономите время и средства для покупки/продажи продукта, но и приобретаете ряд преимуществ:

  • пользуетесь сайтом ;
  • даете объявление по всей Украине;
  • имеете возможность купить несколько товаров в одном месте.

К примеру, покупая себе что-либо из аудиотехники б/у в Украине, подберите своей спутнице жизни хороший эпилятор б/у или мелкую технику для кухни — гарантируем, что цены вам понравятся!

Популярно в категории «Аксессуары и комплектующие»:

20Гдс 1 8 характеристики

Аудио техника СССР

акустика, усилители и электроника

Main Menu
  • Главная
  • Акустические системы СССР
  • Статьи
  • Схемы
  • Контакты

S-90 (S-100) Radiotehnika: 35АС-012, 35АС-1 (35АС-201), 35АС-212, S-90B, S-90D, S-90F, S-100B, S-100D, S-100F

35АС-012 35АС-1 (35АС-201) 35АС-212
S-90B S-90B S-90D, S-100D
S-90E S-90F

Производство трёхполосной Акустической системы «35АС-012» (S-90) начато с 1975г., «35АС-212» (S-90) с 1980г. Брянским электромеханическим заводом и Рижским радиозаводом имени Попова. Цена 1984г. S-90 (35АС-212) – 150 руб.

Диапазон эффективно воспроизводимых акустической системой звуковых частот, складывается из АЧХ трёх громкоговорителей: низкочастотного, типа — 30ГД-2 (75ГДН-1-4/8 или 75ГДН-3), среднечастотного типа — 15ГД-11А (20ГДС-1-8 или 20ГДС-3) и высокочастотного 6ГД-6-25 (6ГДВ-6-16 или 10ГД-35 или 10ГДВ-3) которые своими АЧХ дополняют и выравнивают общую амплитудно-частотную характеристику акустической системы, которая равна — 25. 25.000 Гц. Входное сопротивление АС 3,2 ома. Выпускались и АС с сопротивлением по входу — 7,6 ома. Корпус АС выполнен неразборным, за исключением её передней панели, корпус АС выполнен из древесностружечной плиты толщиной 16 мм. Передняя панель акустической системы сделана из слоённой фанеры, толщиной 22 мм. На переднюю панель так же может одеваться специальная рамка с тёмной тканью для придания акустической системе бытового, а не технического вида. АС выпускались в зеркальном исполнении. АС имеет фазоинвертор, настроенный на частоту 31 Гц. Выход фазоинвертора находится в нижнем углу корпуса. АС имеет переключаемые регуляторы АЧХ по СЧ и ВЧ, которые находятся напротив соответствующих головок. Габариты АС 360х710х285 мм. Вес 30 кг.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях (категория исполнения УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69). Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi.

Акустическая система 35АС-1 (35АС-201), разработанная в начале 1977 года конструкторским бюро »Орбита», Рижского ПО »Радиотехника» стала второй АС, в целой серии »S-90».
Применялась для комплектования радиолы Viktorija 003 и электрофона Allegro 002, впервые была показана на выставке «Связь-75». По тому времени она была лучшей не только среди отечественных АС, а звучала лучше многих АС зарубежных фирм. В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения для средних и высоких частот в диапазонах 500. 5000 Гц и 5. 20 кГц соответственно. Оба регулятора имеют по три фиксированных положения: «Макс»,»Норм» и «Мин». В положении «Макс» сигнал на ВЧ головку подается непосредственно, а на СЧ — через выравнивающий звуковое давление резистор. В положениях «Норм» и «Мин» сигнал ослаблен относительно положения «Макс» на 3 дБ (1.41 раза) и 6 дБ (2 раза) соответственно. Переключением регулятора изменяют тембральную окраску звучания. Для манипулирования переключателями декоративную переднюю панель нужно снять.
Цена 1978г. 35АС-1 – 110 руб.

Более поздние модификации этой акустической системы «S-90B» и «S -90Д» отличаются расширенным диапазоном воспроизводимых частот, введением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендованная мощность высококачественного бытового усилителя 20—90 Вт. Предпочтительный вариант установки — напольный.
Цена 1989г. S-90B – 150 руб.
Цена 1990г. S-90D – 160 руб.

Отличительной особенностью акустической системы «S-100В» является применение в них в качестве среднечастотного звена громкоговорителя с магнитной жидкостью «МАНID», что позволило увеличить паспортную мощность громкоговорителя и АС в целом. Технические условия: Cr3.843.050 ТУ.

Брянским электромеханическим заводом выпускался вариант колонок 35АС-012 под названием S-90E, внешне похожие на СОЮЗ 50АС-012, но с другой схемой фильтров, выпускаемые этим же предприятием с низкочастотоным динамиком 75ГД-3-4 на ППУ подвесе.

Также выпускались клоны S-90 с аналогичным набором головок такие как 50АС-012 Союз, 35АС-202 Романтика, 35АС-211 Амфитон.

Модификации Акустической системы S-90:

Модель

Начало выпуска

Завод производитель

Брянский электромеханический завод и Рижский радиозавод имени Попова

Рижское ПО «Радиотехника» КБ «Орбита»

Брянский электромеханический завод и Рижский радиозавод имени Попова

Рижское ПО «Радиотехника»

Рижское ПО «Радиотехника»

Брянский электромеханический завод

Рижское ПО «Радиотехника»

Технические характеристики

Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц

Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления

Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100. 8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления

Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ (Па/√Вт), не менее

Характеристики направленности АС, дБ, определяемые по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25 ±5° в горизонтальной плоскости и 7 +3° -2° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0 ° ):

в вертикальной плоскости

в горизонтальной плоскости

Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник при уровне среднего звукового давления 90 дБ на частотах, Гц, не более:

250. 1000
1000. 2000
2000. 6300

Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом

Номинальная мощность, Вт

Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт

Предельная кратковременная мощность, Вт

Внутренний объем корпуса АС, дм 3

Вид низкочастотного акустического оформления

Размеры сечения фазоинвертора, мм

Частота настройка фазоинвертора, Гц

Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами. Гц:

между низко- и среднечастотными головками

между средне и высокочастотными головками

Графики АЧХ


Форма АЧХ звукового давления, измеренной по акустической оси S-90 (35АС-012, 35АС-212)


Форма АЧХ звукового давления, измеренной по акустической оси S-90B, S-90D, S-100B

Особенности конструкции

Корпуса всех модификаций АС выполнены в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевая панель — фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с в внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.
В акустических системах использованы наборы головок:
S-90: 75ГДН-1-4/8; 20ГДС-1-8; 6ГДВ-6-16;
S-90B, S-90D: 75ГДН-1-8; 20ГДС-1-16; 6ГДВ-6-25;
S-100B, S-100D: 75ГДН-1-8; З0ГДС-3; 6ГДВ-6-25.

Головки, входящие в состав AC «S-90», обрамлены каждая декоративными чернеными накладками, изготовленными штамповкой из алюминиевого листа, с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево или вправо. На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, а в нижней ее части —пластмассовая накладная панель с шильдиком и прямоугольным отверстием (100X80 мм), которое является выходом фазоинвертора. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются специальные пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью.
На задней стенке S-90, в нижней части, крепится колодка со специальными клеммами, служащими для подключения подводящих проводов. Каждая головка со стороны лицевой панели защищена металлической черненой сеткой для предотвращения их повреждения при транспортировании и эксплуатации.
Головки, входящие в состав «S-90B» и «S-100B», обрамлены двумя декоративными накладками, изготовленными из пластмассы с последующей окраской «под металл» или черного цвета. Одна накладка обрамляет головки СЧ и ВЧ, .а также верхнюю половину лицевой панели, другая – головку НЧ и нижнюю половину лицевой панели АС. Головки СЧ, ВЧ и НЧ защищены металлическими сетками. Каждая из накладок закреплена с помощью шести декоративных шурупов. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головки расположены на лицевой панели вдоль вертикальной оси симметрии АС. На шильдике в верхней части лицевой панели изображена кривая АЧХ звукового давления и дано название АС. В правом верхнем углу лицевой панели находятся индикаторы перегрузки АС по каналам, а в нижней части – прямоугольное выходное отверстие (35X108 мм) фазоинвертора, частота настройки которого 25 Гц. На задней стенке АС укреплен шильдик с основными техническими характеристиками и колодка с зажимами для подключения соединительного шнура, а также регуляторы уровня звукового давления на средних я высоких частотах.
Головки, входящие в состав «S-90D», обрамлены каждая декоративными накладками и защищены сеткой; расположение головок аналогично расположению в «S-90». На лицевой панели, кроме того, находятся: индикаторы перегрузки головок громкоговорителей, регуляторы уровня звукового давления СЧ и ВЧ головок громкоговорителей, шильдик с названием АС. В нижней части лицевой панели имеется прямоугольное выходное отверстие (95х75 мм) фазоинвертора, частота настройки которого 31 Гц. На лицевой панели установлены также пластмассовые втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке АС укреплены: шильдик с основными техническими характеристиками и колодка со специальными зажимами для подключения соединительного шнура.
Внутренний объем всех модификаций АС — 45 дм 3 . Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей. Маты расположены и закреплены на внутренних поверхностях стенок корпуса.
Внутри корпуса на одной плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Электрические фильтры всех модификаций АС имеют одинаковые конструкции и принципиальные электрические схемы.
Частоты раздела, обеспечивающиеся фильтрами: между низко- и среднечастотными головками — 750±50 Гц, между средне и высокочастотными головками— 5000±500 Гц.
В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СПЗ-38Б, С5-35В, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, K50-I2, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.
Съемная декоративная рамка, входящая в комплект «S-90», «S-90D», обтянута трикотажным полотном, обладающим высокой акустической прозрачностью.
В комплект поставки входят четыре пластмассовые ножки, которые при необходимости можно прикрепить к основанию корпуса.

Схемы фильтров


Схемы S-90 — 35АС-012


Схема S-90 — 35АС-212


Схема S-90 — 35АС-1 (35АС-201)

Когда оба переключателя уровня S1 и S2 находятся в положении, показанном на схеме («макс»), сигнал на среднечастотную головку ВА2 подается через выравнивающий звуковое давление резистор R3, а на высокочастотную головку ВЗ — непосредственно. При переводе переключателя SI в среднее («норм.») или второе крайнее положение «мин.» в цепь головки В2 включаются различные делители напряжения, вследствие чего среднее звуковое давление, создаваемое громкоговорителем в диапазоне частот 500 Гц.. 5 кГц, снижается соответственно на 3 или 6 дБ При установке переключателя S2 в среднее или во второе крайнее положение включаются делители напряжения в цепь головки ВЗ. что приводит к таким же уменьшениям среднего звукового давления на частотах выше 5 кГц.
В делителях напряжения применены резисторы МОН (R2, R5) и ПЭВ (остальные).


Схемы S-90B, S-90D, S-90F S-100B, S-100D, S-100F

Adblock
detector